дзен бредбериЯ несколько раз откладывала в сторону книгу Рея Бредбери «Дзен в искусстве написания книг». Являясь горячим поклонником писателя, меня беспокоил шквал негативных отзывов, и я с большой осторожностью решилась открыть первую страницу.
Уже потом, осилив весь «Дзен» (именно «осилив, так как в мощном потоке сознания автора очень сложно концентрироваться на деталях: их настолько много, что получается сплошная фантасмагорическая картинка), я поняла, почему многие ругают книгу: это не монолитное произведение, а сборник эссе, опубликованных в разное время в различных изданиях. Воспринимать его даже отдельно по частям неправильно, не говоря уже про то,что  создавались эссе отнюдь не как учебное пособие для филологов и журналистов.  Если рассматривать сборник под призмой художественной литературы, а не нон-фикшн, то содержание начинает играть иными красками.
«Я – гибридное детище века массовых сдвигов, массовых развлечений, одиночества в нью‑йоркской толпе.»
Если вы хотите получить от мэтра четких советов, как создать бестселлер, то не беритесь читать «Дзен». Это путь к славе, поиски Музы, опыт взаимодействия с издателями и рецепты успеха самого Бредбери, которые  могли подойти ему и только ему. Даже если вы вознамеритесь пойти по проторенной им дорожке и попытаться воспользоваться советами, то скорее всего вас ждет провал: в книге слишком много Бредбери, и он чересчур метафоричен.
 «Если вы пишете без упоения, без пыла, без любви, без радости, вы только наполовину писатель,» — резюмирует автор. Окей, вы собрали в кулак пыл, упоение, любовь, радость и прочие ингредиенты, но что с ними делать дальше? Если у вас нет писательского таланта, даже ежедневные литературные экзерсисы не приблизят вас ни на сантиметр к Пулитцеровской премии.
Соглашусь со многими рецензентами, что порой повествование представляет из себя сплошной поток мыслей. Иногда нелогичных, иногда не совсем понятных, а иногда — совсем не относящихся к теме. Но так ли часто вы можете из первых уст узнать о создании произведения, ставшего бестселлером еще в середине прошлого века? Это сейчас можно открыть интернет и посмотреть ролики «Behind the Scenes» про любую кинокартину или с отрывком из жизни писателя или сценариста, колдующего над очередной главой. А по раритетным фото, запечатлевшим сотую долю секунды, как же можно ощутить непередаваемую атмосферу появления чего-то гениального?
Поэтому уже за бесценные личные воспоминания классика можно смело рекомендовать этот сборник.

Писательство «напоминает о том, что мы живы, что жизнь – привилегия и подарок, а вовсе не право. Если нас одарили жизнью, надо ее отслужить. Жизнь требует что‑то взамен, потому что дала нам великое благо – одушевленность.»

В сборнике много интересных зарисовок из жизни на литературную и окололитературную тему, занимательные автобиографичные рассказы. Но не всегда эти яркие истории вклиниваются в повествование органично, зачастую создается впечатление, что не они иллюстрируют озвученную мысль, а скорее сама идея подобрана для того, чтобы использовать историю. Добравшись до главы «Как удерживать и кормить Музу» читатель с нетерпением берется записывать и запоминать, как же справиться с непокорной Музой, но и тут Бредбери ввергает его в пучину фактов, воспоминаний, метафор, вместо лаконичного совета читать поэзию, романы и эссе.
Итак. Вы уже мысленно согласились с Бредбери, что писательство это привилегия и вопрос выживания. Вы на одном дыхании изучили истории создания его самых знаменитый произведений. Но где же дзен?
Увы, вы не найдете в книге того дзэн-просветления, к которому так модно в последние годы стремиться. Никаких медитативных успокаивающих формулировок, никакого умиротворяющего созерцания. «Дзен» для Бредбери — это взрыв эмоций, упоение писательством, мощный жизненный поток, который может сбить с ног любого (даже того, кто дошел до последней страницы «Улисс» Джеймса Джойса).
По большому счету книга рассчитана на подготовленных, уже состоявшихся писателей (автор неоднократно сам об этом говорит), хотя некоторые советы работают и для начинающих пробы пера. Вся секретная техника успешного писательства сводится к простым и очевидным вещам: много читайте, много пишите и учитесь отдыхать.
Как бы там ни было, «Дзен» оставляет положительные впечатления. Это не типичная американская проза, не заурядные пошаговые инструкции, не банальное изложение давно известных истин. Это живое повествование о ярких эпизодах жизни талантливого писателя 20 века.

Книга "Дзен в искусстве написания книг" Рэй Бредбери - купить на OZON.ru книгу с доставкой по почте | 978-5-699-81633-0 Книга «Дзен в искусстве написания книг» Рэй Бредбери — купить на OZON.ru книгу с доставкой по почте | 978-5-699-81633-0

part4Автор: Анна Белова
 Копирование материалов без указания активной гиперссылки на источник запрещено!

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемнадцать − 2 =

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.