Замечали ли вы, что как только на горизонте возникает задача, которую не хочется решать, будь это трудное, нелюбимое дело или просто не то, чем бы хотелось заняться здесь и сейчас, сразу же вспоминается, что нужно кому-то позвонить, прочитать какую-то заметку, выпить кофе? Кто-то называет это ленью, кто-то путает с безответственностью. Однако научно этот феномен откладывания дел «на потом» называется прокрастинацией.
С чем же связано появление в нашей жизни такого явления?
Психологи утверждают, что прокрастинация является чаще всего механизмом сохранения энергии. Вот некоторые из причин появления неконтролируемого желания отложить дела в долгий ящик:
1. Боязнь критики. Страх выполнить дело не так, как нужно, а значит — схлопотать неодобрительный отзыв о своей работе, ведёт к бездействию.
«Лучше я пересмотрю свой любимый сериал, нежели начну готовиться к экзамену. Тем более, что до него ещё целый месяц, неделя, 5 дней, 3 дня, 1 ночь…»
2. Перфекционизм. Желание довести до мнимого идеала какую-то деталь в ущерб действительно важным делам создаёт лишь имитацию бурной деятельности.
«Пожалуй, сегодня я займусь первым абзацем своего квартального отчёта, отшлифую все формулировки, чтобы начальник не придрался, и какая разница, что у меня “горит” другой крупный проект?»
3. Страх перед похвалой. Часто люди откладывают важные дела, боясь привлечь излишнее внимание к своей персоне. Никому доподлинно неизвестно, сколько детей в школе боятся отвечать у доски, не потому что не готовились и не знают, а потому что боятся, что их похвалят и им после этого придётся и дальше держать высоко планку, чтобы не ударить в грязь лицом.
«Зачем мне поднимать руку на вопрос учителя, к ответу на который я вчера прочитал несколько параграфов?»
4. Дух противоречия. Когда человек становится в оппозицию сложившейся ситуации, потому что он видит мир иначе и хочет всем доказать свою правоту, он попросту перестаёт подчиняться мнимым авторитетам, что неизбежно толкает его в ничегонеделание.
«Всё, что предлагает делать мой новый начальник — это бред! Буду делать по-своему или вообще ничего делать не буду!»
5. Отсутствие личного тайм-менеджмента. В условиях многозадачности важно придерживаться графика, чтобы успевать всё и везде. Соответственно, отсутствие оного ведёт к неорганизованной деятельности и, как следствие, к прокрастинации.
«Сегодня мне нужно сделать: первое — написать отчёт, второе — сверить данные, третье… Ой, когда же я всё успею-то…»
6. Отсутствие мотивации. Это бич всех людей, которые занимаются нелюбимой работой.
«Сегодня снова писать программу… Ой, да ладно. Завтра напишу!»
7. «Пожиратели времени». Что мы делаем, если наш рабочий компьютер подключен к Интернету, но работать мы не хотим? Проверяем почту, заходим в социальные сети, играем, слушаем музыку. Всё это буквально «пожирает» то время, которое можно было бы потратить с гораздо большей продуктивностью.
«Сейчас я сяду писать статью… А, мне же что-то Светка написала. Надо ответить!»
8. Склонность к зависимости. Причём здесь имеется в виду любой вид зависимости (алкоголь, наркотики, компьютерные игры и т.д.). Доказано, что механизм формирования зависимого поведения один и тот же, неважно, к чему человек питает страсть. Это лежит глубоко в его подсознании. Кто-то играет в компьютерные игры умеренно, другие тратят на развлечения сутки напролет. Всё это коренится глубоко в личности человека. Прокрастинация — тот же уход от реальности в собственную зону комфорта, то есть зависимость от своего безделья.
«Как меня все достали! Завтра поработаю. А сегодня поиграю в свою любимую игру».
9. Усталость. Это самая объективная причина откладывания дел, которая встречается не редко и зачастую не находит понимания.
«Я спал сегодня всего 3 часа, потому что дописывал ночью важное задание. Сегодня мне полагается отдых».
10. Гуманитарный склад ума. Как правило, именно в среде гуманитариев водятся творческие личности, которым крайне важно поймать вдохновение. Но муза не всегда приходит в тот момент, когда она нужна.
«Что-то у меня сегодня настроение нерабочее…»
Осознать свои проблемы — это уже половина дела. Соответственно, если вы нашли у себя одну или несколько причин, по которым ваши дела стоят на месте, нужно работать именно с этими причинами. Но для профилактики не помешает заранее проработать и те, которые вас до сих пор не коснулись, так как прокрастинация — очень хитрое явление, которое будет искать другие лазейки, убедившись, что прежние уже не работают. Психологическая гигиена в этом смысле — залог ментального здоровья и отсутствия лишних стрессов на работе.
Итак, чтобы прокрастинация никогда не овладевала вами и не заставляла тратить время впустую, нужно:
Шаг 1: Чаще показывать промежуточный результат коллегам или начальству, чтобы получать обратную связь в процессе деятельности, когда ещё что-то можно скорректировать.
Шаг 2: Начинайте рабочий день с самого сложного и нежелательного дела. Закончив его, похвалите себя. Возьмите небольшую паузу.
Шаг 3: Чередуйте кнут и пряник: начали день с неприятного занятия, продолжите его чем-то более привлекательным и интересным.
Шаг 4: Прекратите отождествлять свою личность со своей работой. Если начальству или сослуживцам не нравится, как вы справляетесь с задачей, это далеко не всегда значит, что им не по душе лично вы. Спросите у них, как они видят работу над вашим проектом. Подумайте, может, они в чём-то правы.
Шаг 5: Возьмите за привычку планировать своё время. Составьте список дел на день. Расставьте приоритеты. Прикиньте, сколько времени у вас займёт каждое дело. Если вы не успели в срок, переходите к следующему. В конце дня подведите итоги: не мало ли времени вы отвели на то, что не успели, пересмотрите план.
Шаг 6: Разнообразьте свой рабочий день. Скажем, после каждых 40 минут рутинной работы за компьютером, сделайте 15-минутный перерыв на любимое занятие (попейте кофе, почитайте анекдоты, послушайте музыку). Здесь главное — строго через 15 минут вернуться к работе.
Шаг 7: Ограничьте свою социальную активность в рабочее время.
Шаг 8: Тренируйте силу воли. Научитесь говорить «Нет!» пустому времяпрепровождению. В самодисциплине также помогают ежедневные занятия спортом. Например, зарядка с утра.
Шаг 9: Не забывайте отдыхать.
Шаг 10: Не взваливайте на себя слишком много. По возможности делегируйте часть своих дел коллегам. По возможности, а не по желанию! Желание никогда не появится, так как только вы знаете, как правильно нужно делать. Но дайте и другим людям возможность сделать что-то лучше вас. Вдруг получится?
Чтобы понять, какие дела действительно можно перепоручить, а какие лучше всё-таки выполнить самому, рассортируйте их по матрице Эйзенхауэра на 4 корзины по степени срочности и важности их выполнения:
- Срочные и важные дела: это всё то, что не требует отлагательств, их выполняете вы сами;
- Не срочные, но важные дела: их решение можно временно отложить, но перепоручать их не стоит;
- Срочные, но не важные дела: их выполнение можно спокойно перепоручить другим лицам;
- Не срочные и не важные дела: всегда смело делегируйте их решение коллегам.
Шаг 11: Не ждите подарков судьбы. Путём упорядоченных тренировок можно научиться любому искусству. Главное — желание.
Умение доводить начатое до конца — тоже искусство. Это важный навык не только для работы, но и в жизни в целом. Поэтому помните: если вы будете правильно расставлять приоритеты, ваши планы, цели и мечты будут обязаны воплотиться в жизнь!
Книга «Победи прокрастинацию! Как перестать откладывать дела на завтра» Петр Людвиг — купить книгу ISBN 978-5-9614-4884-9 с доставкой по почте в интернет-магазине OZON.ru |
Автор: Елена Гагарина
Копирование материалов без указания ссылки на источник запрещено!
Комментарии