В 2003 году присоединение к Болонской системе сулило неплохие перспективы, однако, спустя 19 лет, встал вопрос об отказе от трёхступенчатой системы образования (бакалавриат, магистратура и аспирантура). С поддержкой этой инициативы выступил целый ряд ведомств.
«К Болонской системе надо относиться как к прожитому этапу. Будущее — за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента», — глава Министерства науки и высшего образования Валерий Фальков.
Особенности адаптации системы в России
Улучшение студенческой мобильности, в том числе — из одного вуза в другой.
+ Студенты в РФ имеют возможность пройти подготовку в разных университетах и, даже по кардинально разным направлениям, в рамках нескольких ступеней образования.
— Если студенты меняют специальность при поступлении в магистратуру, учебный план не может этого предусмотреть. Как итог – у каждого студента разный уровень подготовки: кого-то нужно обучать азам, а кто-то пришёл в магистратуру за более профильным, углубленным изучением.
Создание единой образовательной зоны в Европе и сближение национальных образовательных систем разных стран.
+ По единым стандартам работают вузы около 50 стран мира — такая система облегчает международные обмены.
— На практике российское образование вызывает вопросы у зарубежных партнёров, а отечественные работодатели до сих пор ведут дискуссию на тему «Является ли бакалавриат высшим образованием?», не понимая смысл происходящего.
Повышение качества образования
+ В самой системе бакалавров оценивают как специалистов широкого профиля, а магистров – как специалистов узкой направленности.
— В большинстве вузов программы обучения разработаны «для галочки», поэтому студент, чаще всего, тратит 6 лет на образование впустую.
«Смысл происходящего заключается скорее в демонстративном разрыве внешних связей, чем в необходимости изменения учебных программ», - политолог Екатерина Шульман (внесена Минюстом в реестр лиц, выполняющих функцию иноагентов).
Комментарии