Как извлечь из критики пользуМы сталкиваемся с критикой на каждом шагу. Ранним утром просыпаемся, идем в ванную и видим в зеркале себя. Самокритика номер раз. По дороге в институт, на работу, в кино, ресторан — критично смотрим на всех и, в свой черед, тоже становимся объектом безмолвной оценки.
Нравится нам это или нет, но оценивают не только нашу внешность, но и нашу работу. Что бы мы ни делали, всегда найдется тот, кто добавит в общее положительное впечатление ложку дёгтя.

JOB.RU
Если о продукте нашей интеллектуальной деятельности негативно отозвался непрофессионал или человек с улицы, то мы зачастую не принимаем такое мнение близко к сердцу. Но критика коллег — тех, с кем бок о бок проводишь рабочие часы, кто вполне может быть не просто рецензентом, но и конкурентом, — это уже внушительнее слов случайного прохожего.
Наверняка вы замечали, что, получив отрицательную оценку своей работе от коллег, со временем лишаешься жгучего желания узнать их мнение по какому-либо поводу. Появляется страх, что любое ваше действие, любой проект или разработка принесут не удовлетворение, а разочарование в собственных силах. Подобный страх снижает продуктивность: мы начинаем оттачивать каждую мелочь, сами имитируем в голове придирки окружающих, оттачиваем и доводим до ума то, что уже давно готово и не требует поправок. Внутри нас просыпается невольный перфекционизм, который оказывается тем самым врагом хорошего. Мы теряем качественный промежуточный вариант и кучу времени. Так что совет номер один — не закрывайтесь в своей «ракушке» от критики коллег, чтобы в поисках мнимого идеала не потерять очень хороший результат.
Попытайтесь на холодную голову проанализировать мнения окружающих: действительно ли они рациональные или же ваши «соратники» уже раскололи вашу слабость к критике и перешли на беспочвенные подтрунивания и сарказм. Определите для себя круг авторитетных лиц, чьему мнению вы доверяете — и как раз в основу их слов и вплетайте остальные предложения.
Научитесь отгораживаться от издевательств и из любой критики вычленять рациональное зерно: если прицепились недруги, то к этим же мелочам могли бы прицепиться и те, у кого мышление развито на том же уровне, что и у недобрых коллег.
В ожидании конструктивной критики не надо нападать — лучшая защита это оборона, но критика — это не атака, это всего лишь мнение со стороны. Поэтому всегда лучше встать на место того, чьи слова вы в данный момент выслушиваете: понаблюдайте, какое у него настроение, действительно ли он вникает в суть вашей работы или просто вставляет свои пять копеек, лишь бы поддержать свой авторитет за счет вас.
Другая ситуация — это критика от клиентов. С этим явлением сталкиваются практически все фрилансеры и аутсорсеры. Получая очередное письмо от заказчика, иной раз хочется предложить ему встретиться лицом к лицу и обговорить всё по-взрослому. В ТЗ было одно, все выполнено, а потом начинаются поправки и корректировки, о которых не было речи в первоначальном задании. Бывает и так. Бывает, что критике подвергается работа под каким-то непривычным для нас углом.
Постарайтесь не принимать сообщения от клиента в штыки. У вас одно видение, у него другое. Даже если всё обговорено до мельчайших деталей, всё равно останутся нюансы, для которых сложно подобрать слова. Воспринимайте критику от заказчиков как бесплатную услугу, оказанную вам. Если вы предоставляете комплексные услуги, то это поможет найти брешь в вашей системе и оптимизировать на будущее. Если речь идет о несложном проекте, то уясняйте для себя элементарные уроки: какие могут быть претензии, как можно их решать и в следующий раз не наступать на те же грабли.
LingualeoКлиент с критикой — это бесплатный тестировщик, благодаря которому нужно отлаживать как механизм взаимодействия внутри команды, так и самого общения с работодателем. У вас было мало практики деловой переписки? Дерзайте — грамотное решение спорных ситуаций с тем, кто платит вам деньги, очень закаляет дух и тренирует ораторские способности.
Научитесь различать субъективную и объективную критику. Субъективная — внешность, объективная — сроки, параметры. Отсеивайте критику не по делу — очень часто люди любят просто прицепиться, чтобы казаться умными. Похвала — мнение со знаком плюс — всегда более нейтральна, а критика — со знаком минус — по мнению некоторых, добавляет их позиции в обществе весомости.
И еще один всеми тип критики — наставления от бывалых. Нас раздражает, когда возрастные коллеги лезут в наши супер прогрессивные идеи и напоминают, как оно было в их годы. Но погодите злиться: все новое — это хорошо забытое старое, прислушайтесь! Может, и не стоит полностью переделывать свою работу под их влиянием, но попробуйте перевернуть созданный продукт/проект/текст, чтобы рассмотреть сделанное под их градусом: может, ему действительно не хватает чего-то основательного и привычного?
И не забывайте, что, критикуя, наши коллеги с потрохами выдают свои фирменные секреты. Считайте, что отдать свое творение на растерзание чужому мнению — это разведка боем. Получив достаточно фидбэков, какими бы они ни были — хорошими, провальными или нейтральными, вы сможете проанализировать не только свои достижения и ошибки, но и понять ход мыслей своих потенциальный оппонентов. Каждой придиркой люди словно раскрывают собственные ноу-хау: как бы они сами сделали то-то и то-то, к каким методам бы прибегли, куда бы их привел полет мысли, какие бы ошибки они допустили, какой бы стратегии придерживались. А ведь это целый арсенал информации, который может помочь во время нелегких сражений с собственной Музой!
Вывод только один: критика — это добро, которым не стоит пренебрегать!
part4
Автор: Анна Белова
Копирование материалов без указания ссылки на источник запрещено!

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

17 − десять =

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.