Представьте, что вам пришла в голову отличная идея: снять фильм, создать уникальный товар, открыть первым в мире какой-то полезный сервис и пр. Где искать деньги для реализации своей задумки? Путей получения финансовых средств уйма: можно поискать крупных инвесторов, продать недвижимость, влезть в долги, набрать кредитов и стать мишенью банковских коллекторов, долгими вечерами петь в переходе… А можно обратиться к краудфандингу (англ. сrowd funding, сrowd — «толпа», funding — «финансирование») — коллективному сбору средств на добровольной основе, когда вкладывающие в вашу идею люди жертвуют деньги либо за «спасибо», либо за получение каких-то благ, которые будут доступны только после реализации проекта.
Краудфандинг становится всё популярнее среди стартапов и молодых проектов. В Рунете сегодня не так много площадок, которые занимаются краудфандингом. Одна из них — Planeta.ru, являющаяся лауреатом «Премии Рунета 2014» в номинации «Экономика, Бизнес и Инвестиции».
Сайт Planeta.ru был официально запущен 7 июня 2012 года как ресурс для музыкантов, который помог бы решить вопрос борьбы с пиратством. Идея его создания зародилась у троих друзей: Фёдора Мурачковского, Макса Лакмуса и Василия Андрющенко ещё в 2009 году. В тестовом режиме площадка запустилась в 2011 году проектом сбора денег на выпуск альбома «Spirit» группы «БИ-2».
Сейчас краудфандинг-площадка работает в качестве своего рода «агентства полного цикла», то есть, кроме сбора денежных средств, сотрудники занимаются логистикой, пиаром, продакшеном, пост-продакшеном, а также обучением:  7 апреля 2015 года была организована собственная «Школу краудфандинга», где на сегодняшний день прошли обучение свыше 12 000 человек. На базе Planeta.ru запущены онлайн-трансляции, программа лояльности для активных акционеров и уникальный магазин, где продаются «результаты» краудфандинговых кампаний, либо уникальные лоты от авторов проектов.
Известные люди часто становятся авторами проектов на Planeta.ru: свои проекты на платформе запускали Евгений Гришковец, Виктор Шендерович, Артемий Троицкий, Елена Погребижская, «БИ-2», «Несчастный случай», «Ляпис Трубецкой», Пётр Налич, «Animal ДжаZZ», «Ундервуд», «Король и Шут» и многие другие.
Ресурс выработал собственные правила и условия работы, а для благотворительных проектов действуют особые условия: отсутствие сервисного сбора. По статистике, 45–50% благотворительных запросов достигают финансовой цели или собирают большую сумму.
На начало марта 2017 Planeta.ru собрала без малого 600 миллионов рублей. Из них в категории «Музыка» собрано более 11 300 000 рублей, в категории «Кино» — более 7 900 000 рублей, в категории «Наука» — более 2 100 000 рублей, в категории «Бизнес» — более 1 100 000 рублей. Каждый третий проект на «Планете» становится успешным.

Это отличный способ протестировать свою идею до того, как выпускать продукт на рынок: если проект никто не поддерживает, значит, коммерческого успеха можно не ждать. Часто во время краудкампании пользователи подают идеи, что можно изменить, добавить — таким образом, вы создаёте то, что нужно людям.

В общественные проекты вкладывается 20% средств, 19% — в музыкальные, 17% — в кино, видео и анимацию, 14% — в благотворительные, 14% — в литературные и журналистские, 9% — в бизнес и технологические проекты. Наибольшее количество вложений поступает из России — 82%, на втором месте Украина — 7%, суммарно вся Европа вкладывает примерно 6%, Беларусь — 3%, США — 1,4%.
Dистанция пообщалась о современном краудфандинге и его обозримом будущем с одним из основателей платформы. На наши вопросы ответил генеральный директор Planeta.ru Фёдор Мурачковский.

D: Сколько успешных и известных проектов завершено на базе Planeta.ru? На какую целевую аудиторию направлена краудфандинговая площадка?
ФМ: Успешных проектов на Planeta.ru более 2500, а вот известные мы уже давно перестали считать — у нас заводят проекты участники популярных групп, режиссёры, мультипликаторы, причём многие из них после первого сбора возвращаются на «Планету». Конечно, есть какие-то особо выдающиеся, скажем, шестимиллионный сбор Гребенщикова или кампания «Алисы», собравшая на последний альбом более 11 миллионов, но отдельную статистику для них мы не ведём — в краудфандинге все равны.
D: Какие проекты не могут стать краудфандинговыми и почему?
ФМ: Мы не запускаем крауд-проекты, если сбор идёт на личные нужды. Цель сбора должна иметь какое-то значение для общества, хотя бы потому, что иначе люди в нём участвовать не будут. Также в кампании обязательно должны быть вознаграждения для пользователей, иначе это уже не краудфандинг. Кроме того, у нас есть стандартные правила: всё, что связано с оружием, наркотиками и прочими незаконными вещами мы тоже не принимаем, но, к счастью, у нас такие проекты и не заводят. Наконец, мы не работаем со всем, что связано с алкоголем и драгоценностями: для этого нужна особая лицензия, хотя, по сути, мы ни тем, ни другим не торгуем.
D: В чём плюсы и минусы краудфаундинга? Есть ли риски и каковы они, как для владельцев «задумки», так и для тех, кто вкладывает деньги?
ФМ: Плюсы, как минимум, в том, что с его помощью можно найти средства на воплощение интересных идей без хождений по инвесторам и грантовым фондам, кредитов и т.д. Кроме того, это отличный способ протестировать свою идею до того, как выпускать продукт на рынок: если проект никто не поддерживает, значит, коммерческого успеха можно не ждать. Часто во время краудкампании пользователи подают идеи, что можно изменить, добавить — таким образом, вы создаёте то, что нужно людям. Да и аудиторию вы находите ещё до того, как продукт появится на рынке.
Что касается минусов — прежде всего, минус в том, что краудфандинг только кажется лёгким способом получить деньги, а по сути это тяжёлый труд — нужно оформить проект, вести его, постоянно общаться с пользователями, но не все это понимают. Второй минус — деньги вы получаете не сразу, а только после успешного завершения кампании, если нужно быстро найти средства, коллективное финансирование не подойдёт. Ну и, конечно, стандартные риски: автор может оказаться мошенником или просто неумело всё просчитать, и в результате пользователи не получат обещанный результат или получат его со значительной задержкой. Конечно, мы стараемся отслеживать неблагонадёжные проекты и не запускаем их, но риск всегда существует.
D: Почему люди поддерживают проекты за нематериальную награду?
ФМ: Есть две основные причины. Первая — самая логичная: они просто хотят, чтобы идея воплотилась в жизнь. Чтобы группа записала альбом, режиссёр снял фильм и т.д. В этом случае не важно, получишь ли ты сам диск с альбомом или кино — главное, чтобы в окружающем мире появилось что-то интересное. А вторая причина — это ощущение сопричастности. Согласитесь, приятно знать, что в выходе какой-нибудь хорошей книги или душевного кино есть твоя заслуга.
D: В чём вы видите будущее краудфандинга? Куда он будет расти? И будет ли вообще?
ФМ: Будущее — в расширении краудфандинговой аудитории и появлении новых авторов проектов: уже сейчас многие крупные компании понемногу понимают, что создавать что-то при помощи коллективного финансирования удобней, чем обычным путём. А вот насчёт «расти» — он уже вырос, у него появилось множество производных, только называются они уже не краудфандингом, а, скажем, крауд-инвестированием, крауд-лендингом и т.д. Опять же, многое зависит от развития технологий: раньше никто не мог представить, что класть деньги на телефон или оплачивать сервисы можно с терминала, а сейчас это привычней, чем пополнять счёт в салоне связи. Ну и, конечно, потенциальное будущее — в регулировании краудфандинга со стороны государства. Этот процесс уже начался. Центральный Банк РФ отслеживает ситуацию в отношении краудфандинга. Регулятор обратил внимание на быстрые темпы роста данного направления, поэтому  принял решение о поэтапном введении регулирования рынка краудфандинга. В настоящее время формируется концепция и принципы регулирования. В разработке принимают участие специалисты ЦБ РФ, эксперты, представители краудфандинговых площадок, в том числе Planeta.ru.
Краудфандинговая отрасль в России достаточно молода, поэтому многие аспекты нуждаются в централизованном регулировании. К примеру, до сих пор нет единой терминологии, что такое краудфандинг, чем он отличается от инвестирования и добровольных пожертвований. Также нет единых базовых принципов работы площадок и требований к ним. Практически каждая площадка имеет свою бизнес-модель, а также свои правила, разработанные на основе действующего законодательства. Поэтому часто возникает путаница, и любой сбор средств объявляют краудфандингом, хотя это не так.
Уверены, что совместно с Центробанком мы сможем выработать основные правила к краудфандинговым платформам, что облегчит их работу, а также повысит уровень доверия у аудитории и защитит права граждан, конечно.


Складывать ли свои интересные задумки в ящик или же пробовать их воплотить в жизнь, каждый решает сам. Расти или стоять на месте в ожидании удобного случая, хорошей погоды, идеальной экономической ситуации в стране — тоже каждый волен выбирать по своему вкусу. Мы — за развитие.
Выражаем огромную благодарность генеральному директору Planeta.ru Фёдору Мурачковскому за подробные ответы и прояснение ситуации с краудфадингом !
Интервью подготовила: Елена Гагарина
Копирование материалов без указания активной гиперссылки на источник запрещено!

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

тринадцать + 4 =

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.