Вопрос нелегального трудоустройства стоит в России довольно остро:

  • по данным Минфина — при сохраняющейся тенденции роста теневой занятости, к 2034 году потери бюджета могут достичь 1,5% ВВП в год;
  • по данным Росстата — в 2020 году серый фонд оплаты составил около 10,4 трлн рублей, на сентябрь 2021 года количество неформально занятых оценивается в 14,5 млн человек (20,1% от общей численности занятых).

Поэтому ещё прошлой осенью Минтруд разработал и представил проект плана по снижению теневой занятости в 2022–2024 годах. Документ предусматривал определение «теневой занятости», мониторинг ситуации и закрепление полномочий по легализации за органами власти разных уровней, а также создание реестра работодателей, у которых был выявлен факт незаконного трудоустройства.
В феврале 2022 года Минтруд представил концепцию новой редакции закона «О занятости населения в РФ», которая стала логическим продолжением наработок в этой сфере. На данный момент она представляет собой не готовый законопроект, а лишь его каркас, очерчивая круг проблемных вопросов. Планируется, что новый законопроект в готовом виде будет обсуждаться уже на осенней сессии 2022 года в Госдуме.

Как изменения ждут сферу труда
Определение «теневой занятости» будет законодательно закреплено, что позволит рационализировать мониторинг ситуации и оценку последствий, а за органами власти будут закреплены конкретные полномочия.
Также были очерчены три главных направления работы:

1) Службы занятости
На данный момент работы служб занятости, по большей части, неэффективна. В начале пандемии постановку на учет в качестве безработного сильно упростили, это позволяло гражданам получать пособия. Однако размер пособий был настолько незначителен, что предложение о работе было бы предпочтительнее, но этого не случалось.
Новый формат взаимодействия службы занятости и граждан предполагает разработку индивидуальных планов поиска работы в качестве основного механизма. Так, безработный будет становиться на учет, активно взаимодействовать со службой и получать предложения о работе, а безрезультатно стоять на учете и получать пособие при отказе от предложенных вакансий уже не получится.

Не исключено, что службы занятости могут ввести дополнительные платные услуги.

2) Самозанятые
На данный момент самозанятые платят самый низкий налог на трудовую деятельность (4-6% с дохода) и это несомненный плюс данной системы, но в остальном самозанятые никак не защищены и не обеспечены социальными гарантиями. Поэтому многим по-прежнему легче получать «зарплату в конверте» и оставаться в том же положении, не жертвуя ни копейкой своего дохода.
В новой редакции закона предлагается установить нормы по оплате и времени работы/отдыха для работающих по ГПХ, а также обеспечить самозанятых пособиями и пенсионными правами. Все это становится возможным после законодательного закрепления статуса самозанятых, а за соблюдение норм будет отвечать саморегулируемая организация (СРО).

3) Аутсорсинг
В законе должны быть законодательно закреплены понятие заёмного труда и статус сотрудников, которых работодатель направляет на работу в другие организации или к физическим лицам. Для предоставления персонала должны быть очерчены виды работ, требования к организациям и конкретные условия договоров. На данный момент этот тип занятости является переходным, поэтому сотрудники являются уязвимыми в законодательно-правовом поле.
Возможно, будет зафиксирован норматив по доле иностранного участия в интернет-платформах, которые нанимают самозанятых.

Эксперты отмечают, что, из-за отсутствия системности в борьбе с теневой занятостью, любое нововведение и допущение может быть использовано во вред. Так, например, появление самозанятости дало многим работникам шанс выйти из тени, но, вместе с тем, многие работодатели начали злоупотреблять этим и ради экономии начали переводить работников на самозанятость, лишая их социальных гарантий и официального трудоустройства.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.