Public Relations, связи с общественностью или пиар — это целая отрасль, в которой трудятся на благо брендов и корпораций миллионы людей по всему миру. Проще говоря, это работа в сфере управления общественным мнением за счёт внедрения товара или услуги в ценности представителей определённой социальной группы с целью его закрепления, как необходимого для жизни.
Родоначальниками пиара принято считать американцев: в 1900 году именно при Гарварде было создано собственное бюро паблисити. В России связи с общественностью как отрасль прочно обосновались только в конце XX века.
Глобальная цель PR-деятельности подразделяется на ряд конкретных задач, которые специалист решает:
- создание доверительной атмосферы между пиарщиком и представителями целевой аудитории
- создание позитивного микроклимата внутри рабочего коллектива
- анализ существующего общественного мнения
- работа с негативом, предотвращение конфликтов, антикризисные меры
- взаимодействие с журналистами и СМИ
- формирование имиджа организации.
Что должен знать и уметь хороший пиарщик?
- знать основы и принципы PR- и рекламной деятельности
- разбираться в основах экономики, менеджмента и маркетинга
- работать с корреспонденцией
- знать принципы PR-кампаний
- уметь разрабатывать PR-стратегии
- обладать навыками медиапланирования
- уметь писать пресс-релизы, статьи, отзывы, рекламные тексты
- иметь опыт участия в организации различных мероприятий от выставок до пресс-конференций
- быть на «ты» с программным обеспечением и Интернетом
- знать английский язык хотя бы на разговорном уровне.
Эксперты отмечают, что PR-специалисты сегодня многофункциональнее, чем 5 лет назад. С развитием интернет-технологий важными в деятельности пиарщика становятся социальные сети и блогосфера. Для работы в этих направлениях необходимы знания в SMM/SMO и digital-направлениях.
PR, несмотря на общий регресс в бизнесе, даже в кризис остается одним из наиболее востребованных инструментов для продвижения компаний.
«Принципиальное отличие российской экономики от советской — в рыночных отношениях. Вас всегда как потребителя окружает реклама, навязывая стереотип поведения, новые продукты и услуги. Вы всегда будете нуждаться в человеке, который объяснит вам, почему политик Н. отличается от политика Б, а шоколад марки С. лучше, чем батончик М. Сегодня профессия пиарщика, несмотря на оголтелую пропаганду, все равно востребована — достаточно посмотреть сайты о работе. Другое дело, что она в основном развивается в айти-отрасли, в SMM, но я более чем уверен, что когда пройдет эта волна оголтелого ура-пропагандистского шоу, профессия пиарщика будет ещё более востребована в других отраслях. В том числе и в госорганах, которые сейчас, сложив руки, целиком и полностью подчиняются телеугару».
— Вячеслав Шептуха, PR-специалист, преподаватель
PR-менеджер ежедневно использует различные инструменты для управления общественным мнением: СМИ (печатные издания, ТВ, радио), Интернет (соцсети, рассылки, официальные ресурсы, электронные СМИ), деловые и специальные мероприятия, социальные проекты (благотворительность, НКО).
Для такой масштабной работы необходим базовый набор личных качеств в виде:
- коммуникабельности
- дипломатии
- творческого мышления
- лидерских качеств
- стрессоустойчивости
- умения ясно излагать свои мысли.
Отбросив все сложности, можно увидеть и преимущества PR-профессии:
- востребованность
- достойная заработная плата
- выход на связи со СМИ и журналистами.
Приготовьтесь, что никто не ждёт рядовых выпускников вузов на большие должности. В условиях жесткой конкуренции вам придется прогрызать себе дорогу к руководящему креслу.
PR-менеджеры, как правило, начинают свою карьеру с рекламных и PR-агентств, издательств и СМИ. С наработанным портфолио специалист способен выйти на конкурентоспособный уровень по зарплате и умениям через 2-3 года. Если ему удаётся вывести на рынок новые бренды и повысить объёмы продаж, в копилке появляются личные заказчики.
В PR приходят выпускники факультетов рекламы и PR, журналистики, социологии, филологии и психологии. Это отвечает требованиям междисциплинарного подхода и подчёркивает смежность областей научного знания. Начинающие специалисты не застрахованы от ошибок. «Дистанция» поинтересовалась, с какими из них молодые пиарщики сталкиваются чаще всего:
«Самый большой подводный камень, даже айсберг, это смешение двух профессий — пиарщика и журналиста. Если ты работаешь в пиаре, то должен знать, что эта профессия отличается от журналистской в своей основе. Да, ты будешь выполнять практически те же функции, но по своей природе работа пиарщика — это по большей части коммуникация с целью создания имиджа. Не расследовать, обличать, как это принято в журналистике, а создавать другие ценности».
— Вячеслав Шептуха, PR-специалист, преподаватель
Сегодня в сфере связей с общественностью высоко ценятся выпускники МГУ им. М.В. Ломоносова, МГИМО, РУДН, РГГУ. Не лишним будет и международный сертификат, а также дополнительное PR-образование на краткосрочных курсах. РУДН, кстати, предлагает вариант дистанционного повышения квалификации и переподготовки кадров по программе «PR-менеджер».
Автор: Елена Гагарина
Копирование материалов без указания ссылки на источник запрещено!
Комментарии