Не все привычки одинаково полезны. И не все на первый взгляд безобидные действия действительно не приносят вреда.
Минимальный срок, за который формируется привычка — 21 день. Это тот инкубационный период, в течение которого вырабатывается привыкание к чему-то новому. Если вы решили начать бегать по утрам, то в первый день вам будет сложно себя заставить встать раньше и отправиться на пробежку. На второй день, скорее всего, тоже придется тяжко. Но если не останавливаться и не отходить от своих планов, то через 21 день вы уже не почувствуете, что прилагаете усилия для утренних занятий. И как только вы поймете, что то, для чего раньше требовались огромные запасы силы воли, теперь происходит почти на автомате, сможете себя поздравить: вы вырастили в себе новую привычку.
Обратная операция — отучиться от привычных занятий — тоже требует определенного количества энергии и концентрации. Только с отвыканием дело обстоит еще дольше: чтобы избавиться от пагубных привычек (а таковыми можно считать все, которые нас в себе не устраивают), понадобится в среднем 90 дней. Так что легче не вносить в свой распорядок пустые и бесполезные занятия, чтобы не тратить потом время на избавление от них. Это касается всех аспектов жизни, в том числе и рабочего процесса.
Фриланс — та сфера, где ты сам себе хозяин, а это очень расхолаживает. Поэтому фрилансерам особенно стоит быть на чеку, контролировать свои действия в течение дня и как можно скорее избавляться от вредных привычек.
1. Прокрастинировать.
Лень-матушка вперед нас родилась. Никто не против, чтобы вы время от времени отвлекались от работы, но постоянно откладывать важные дела на потом, оправдывая себя всеми возможными правдами и неправдами — это путь к провалу. Злоупотребляя прокрастинацией, вы не только рискуете вогнать себя в стрессовое состояние, но и сорвать дедлайны, что приведет к проблемам с клиентами. Если плохо с самоорганизацией, то заведите себе ежедневник, четко распланируйте дни и старайтесь следовать намеченному, не отвлекаясь на соцсети, телевизор и прочие забавы, которым захочется предаться вместо усердной работы.

2. Проводить слишком много времени за работой.
Делу — время, потехе — час. Бывают проекты, которые затягивают: ты приступаешь к ним и не замечаешь, как летит время. Бывает работоголизм — чрезмерная ответственность, стремление сделать как можно больше, объять необъятное. И третий случай — когда фрилансер просто много времени тратит на сидение перед компьютером. Он может совсем не отвлекаться на соцсети, не прокрастинировать, но при этом плодотворным его труд нельзя назвать. Всё дело в том, что мозгу надо давать отдыхать. Переключайтесь на пятиминутные медитации, устраивайте себе единоличный кофе-брейк — не когда на автомате пьешь кружку за кружкой, а когда медленно и осознанно смакуешь ароматный напиток.
3. Часто извиняться.
Чувство вины — одно из тех, которые врастают в нас накрепко и заставляют нас чувствовать себя виноватым даже там, где мы правы. Не успели к срокам? Подвели заказчика? Окей, извинитесь и предложите конструктивное решение сложившейся проблемы. Сделайте выводы, но не посыпайте себе голову пеплом, иначе вскоре любая ваша идея будет порождать в вас чувство вины, а в каждом письме клиенту вы будете просить за что-то прощения.
Там, где царствует необоснованное чувство вины, очень быстро взращивается разрушающая неуверенность. А тут и до депрессии недалеко.
4. Часто отвлекаться.
Рассеянное внимание и отсутствие концентрации — это вредная привычка, перерастающая в диагноз. Если вы этим страдаете, то научитесь себя контролировать. Не беритесь за невыполнимое: раз охватить полностью весь объем работ не получается, то разделите его на части. И отдыхайте/отвлекайтесь только в перерывах между частями. Исключите все факторы, которые могут вам помешать в выполнении задачи, уберите из поля зрения отвлекающие предметы, поставьте напоминания на будильнике, пообещайте вознаградить себя чем-то приятным за грамотный тайм-менеджмент.
5. Чрезмерно жадничать.
Браться за все проекты, которые вам предлагают — не самый правильный выбор, особенно если у вас в работе и так уже находятся несколько заданий. Фриланс подразумевает нестабильность — сегодня клиенты есть, завтра нет, послезавтра снова есть. Но набирать в работу кучу задач, заведомо зная, что часть из них либо не успеешь сделать, либо не сможешь выполнить с должным качеством, не стоит. Это может отразиться и на репутации, и на настроении — а ведь правильный настрой очень важен, когда ты сидишь один на один с работой, а не под пристальным вниманием начальника или коллег в офисе.
Так что не устраивайте пир во время чумы и грамотно распределяйте нагрузку.
6. Пренебрегать резервным копированием данных.
Если вы думаете, что ваш компьютер не может вас подвести, то ошибаетесь. Вы знаете, каково это — сделать работу на 99% (прочитав специально для этого десятки книг и проведя не одну неделю в библиотеке), а за 10 дней до сдачи внезапно увидеть черный безжизненный экран ноутбука и осознать, что вообще ни разу не скопировал столь важный файл? Это как раз то самое чувство, что ты на дне и вдруг снизу кто-то стучит.
Не повторяйте чужих ошибок, сохраняйте важные файлы на флешках, в облаках, делайте резервное копирование данных. Обезопасьте себя от неприятных неожиданностей.

6. Переносить дедлайны.
Знать, что можно немного оттянуть сроки сдачи работы, облегчает существование. Даже если у вас по плану сделать всё вовремя, само осознание отсутствия дамоклова меча над головой избавляет от стресса и улучшает качество. Переносы сроков по уважительным причинам допускаются, но не позволяйте себе в категорию «уважительных причин» включать лень, нежелание доделывать скучный проект или нехвату времени, которое вы перебросили на другую задачу.
Беритесь только за ту работу, которую сможете выполнить в срок.
7. Забывать, что ваша онлайн деятельность — это ваше лицо.
Интернет — сплошное сарафанное радио. Как только вы решитесь с ним связать свою работу, готовьтесь к созданию персонального бренда. Не важно, будет ли у вас собственный популярный сайт, блог или официальная группа в соцсетях, главное — как вы будете себя позиционировать. Подумайте трижды, прежде, чем писать негодующий комментарий в Фэйсбуке — не исключено, что его увидит ваш нынешний или потенциальный работодатель. Не постите дурацкие картинки или  статусы с обсценной лексикой. Ваши профили, ваша манера общения, ваши рассуждения — в интернете всё сразу становится достоянием общественности и заодно вашим персональным брендом, с которым заказчики либо захотят связываться, либо нет.
8. Работать бесплатно.
Когда вы совсем зеленый новичок, соглашаться на бесплатную стажировку или практику — хорошая задумка.  Но как только появляются опыт и навыки, потакать недобросовестным клиентам, выполняя бесплатную работу (сверх оговоренных задач или вовсе проект без оплаты), нельзя.
Если вы сами не цените свое время и профессионализм, то грош вам цена — клиенты так и будут ездить на вас, и ни о каком финансовом благополучии идти не может и речи. Хотите всю жизнь ходить в старых драных джинсах? Не вопрос — работайте бесплатно.
9. Перестать следить за собой.
Соблазн целый день ходить в домашнем халате, причесываться кое-как и напрочь забыть про презентабельный внешний вид у фрилансера, работающего в режиме хоум-офиса, невероятно велик. Действительно, зачем прихорашиваться, если тебя всё равно никто не видит? Но тут маленькая ошибочка: себя видите вы и ваша самооценка.
Начав опускаться на дно (а это именно так и называется) дома, однажды вы поймаете себя на мысли, что не видите смысла наряжаться и для прогулок, походов в кафе и театры.
Так что не расслабляйтесь. Стильно, модно, молодёжно — и вперед за компьютер.
10. Отказываться от активностей.
У фрилансера основная часть жизни проходит в сидячем положении перед монитором. А отсутствие физической нагрузки отнюдь не лучшим образом сказывается на самочувствии, настроении и внешнем виде. Если вы из тех людей, которые не могут заставить себя после трудового дня пойти в спортзал или заняться фитнесом дома, то попробуйте заменить рабочий стул или кресло на фитбол — тут уж хочешь-не хочешь, а придется тренироваться, не отрываясь от производства.
Еще один выход — выкраивать время на занятия не после тяжелого дня, а в самом начале. Добавьте себе полчаса или час бодрствования с утра, и заряд энергии останется с вами до позднего вечера. Об уникальном методе «чудесного утра» мы писали тут.
Автор: Анна Белова

Копирование материалов без указания ссылки на источник запрещено!

Комментарии

  • Светлана Рогоцкая
    Ответить

    Фриланс — это постоянный поток информации, входящей и исходящей — переписка в почте, посты и комментарии в соцсетях, новые статьи, новые методики, звонки, переговоры и т.д. и т.п. Бессистемно во всем этом можно утонуть. Я разработала собственный план рабочего дня, разбив его на блоки: общение с коллегами — комментирование-написание собственных материалов для блога и постов — партнерская работа — рассылки и т.д. до 18-19 ч. На каждый блок выделяю от 15 минут до часа в зависимости от текущей ситуации. Вечером после 19, иногда 20 — перерыв на «жевачку для ума» — ТВ, радио, музыку. В районе 23 — возврат к компу минут на 15-20 для проверки, что там нового произошло, и потом около получаса до сна вне компа — иначе плохо засыпается. Примерно так.

  • Мария
    Ответить

    Спасибо, взяла на вооружение 🙂

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семь − 3 =

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.