Продвижение по службе всегда чревато различными препятствиями, хоть и зачастую кажется логичным продолжением карьеры. Вы полностью отдаетесь своей работе, любите её, и пора бы уже переходить на новый уровень, но этого почему-то не случается. Вы задаёте себе из раза в раз один и тот же вопрос «Почему?», но ответа так и не находите.
Подобное поведение руководства встречается очень часто и, как правило, не является следствием пренебрежительного отношения к сотрудникам. Чтобы принять решение о повышении кого-то из работников компании, руководству нужно получить от него соответствующие сигналы. В науке существует отдельная часть психологии труда, занимающаяся проблемами и задачами самопрезентации.
Ошибочно не думать о том, как мы выглядим в чужих глазах, если наше будущее хоть на сколько-нибудь зависит от мнения посторонних. Поэтому самопрезентация важна в любой ситуации, будь то дружеские, семейные или деловые отношения.
В искусстве самопрезентации большое внимание уделяется невербалике — совокупности того, что человек делает, а не говорит, в частности, языку тела. Сюда относятся улыбка, осанка, зрительный контакт, внутреннее спокойствие, жесты рук, походка, рукопожатия, соблюдение дистанции.
Вы произведёте на коллег и начальство хорошее впечатление уверенного в себе и компетентного сотрудника, если:
- Будете сидеть (стоять) прямо, допускается немного податься вперёд в знак выражения интереса к происходящему.
- Вы спокойно идёте на зрительный контакт во время беседы.
- Вы тезисно записываете в блокнот важные моменты.
- Вы не скрещиваете рук на груди или за спиной, находясь в «открытой позе».
- Не смеётесь, но улыбаетесь, таким образом, снижая напряжение.
- В тему и не навязчиво шутите.
Обратный эффект производит, если:
- Вы не можете найти себе места, беспокоитесь.
- Избегаете зрительного контакта.
- Не показываете заинтересованности.
- Скрещиваете руки на груди или за спиной, сидите в позе ногу за ногу.
- Используете закрытые, доминирующие, властные, угрожающие жесты (например, ставите руки на талию, машете руками).
- Ухмыляетесь, отпуская язвительные комментарии.
Важную роль играет то, как вы выглядите — ваш личный или корпоративный дресс-код. При наличии дресс-кода в организации не стоит им пренебрегать, в его отсутствие же стоит разработать свой, ориентируясь на специфику Вашей деятельности.
Если вы будете одеваться в одном стиле с основной частью коллектива или с руководством, Вас примут, и Вы станете «своим». В остальных случаях коллеги будут воспринимать Вас как чужака. В большинстве организаций приветствуется скромность и аккуратность во внешнем виде. Это именно тот случай, когда «дорого» не значит «хорошо».
Для начальства также важна речь сотрудников. Обратите внимание на то, как вы говорите, в частности, какие глаголы и местоимения вы употребляете в повседневной речи.
Например, сравните два предложения:
- Нами были проведены исследования в области ликвидности жилья в данном районе города.
- Я провёл исследование и выявил, что в данном районе 1-комнатные квартиры более ликвидны, чем 2- и 3-комнатные.
В первом случае явно прослеживается коллективная «размытая» ответственность, канцелярское построение предложения и отсутствие конкретных результатов. Второе предложение чётко сообщает о том, что за исследование отвечает конкретный сотрудник, который не отчитывается ради галочки, а добился определённых результатов. Также в первом предложении легко увидеть теоретика и исполнителя, а во втором — практика и управленца.
Важно не забывать об именах. Психологами установлено, что для человека самый приятный комплимент — это его имя. Для работника, который желает подняться вверх по карьерной лестнице, непростительно не пользоваться этим знанием.
Не стоит злоупотреблять сленгом, иностранными словами и словами-паразитами.
Помимо самопрезентации, для уверенного подъёма по карьерной лестнице важно знать и соблюдать ряд «законов» успешного карьериста. Они подробно описаны в книге Георгия Огарёва «28 законов карьерного роста». Рассмотрим каждый из них:
1. «Не скрывай своего честолюбия, проявляй инициативу».
Если вы хотите занять более высокую должность, убедите своё начальство в том, что именно вы незаменимы на этой позиции. Рекламируйте себя, свои способности, знания и умения ежедневно в любой удобной для этого ситуации.
2. «Стань популярной личностью среди коллег».
Для того, чтобы Вас заметили, не всегда нужно ярко одеваться или краситься. Яркие поступки тоже хорошо запоминаются.
3. «Будь безукоризненно корректным с шефом».
Руководитель всегда прав. Примите это. Соблюдайте субординацию. Иначе вряд ли получится выстроить сколько-нибудь конструктивный диалог.
4. «Ставь интересы компании на первое место».
На работе на первом месте должна быть работа, а уже потом личные интересы.
5. «Помни, что точность — вежливость королей».
Сегодня, увы, не многие могут похвастаться пунктуальностью и ответственностью. Если Вы хотите получить повышение, то придётся развивать в себе эти волевые качества личности.
6. «Постоянно интересуйся состоянием дел в фирме, будь в курсе событий».
Зная, что происходит, Вам легче будет правильно среагировать на ситуацию и, возможно, даже на этой волне добиться успеха.
7. «Никогда не обсуждай в кулуарах решения начальства».
Любое Ваше слово может обернуться против Вас.
8. «Создай себе репутацию энтузиаста».
Начальники любят энтузиастов. Если Вы таковым не являетесь, попробуйте сыграть роль энтузиаста.
9. «Не сливайся со стенами на корпоративных вечеринках — привидения пугают людей».
Даже в менее формальной обстановке, не стоит забывать, что Вы на работе и за Вами могут наблюдать. Будьте активны.
10. «Не стесняйся предлагать свои идеи».
Слоган «Инициатива наказуема» придумали неудачники. Если Вам есть, что сказать по поводу оптимизации каких-то рабочих процессов, скажите. В случае успеха Вы заработаете очки в глазах начальства.
11. «Будь осторожен — конкуренты не дремлют!».
Помните, что Ваши коллеги тоже претендуют на заветное местечко! Не стоит их недооценивать.
12. «Не смешивай понятия “лояльность” и “подхалимство” перед лицом коллег».
Не переходите граней, не давайте повода коллегам говорить и думать о Вас в неприглядном свете.
13. «Не упускай случая продемонстрировать верность начальству — слуги нередко становятся советниками».
Верность всегда ценна. Пользуйтесь этим, и Вам воздастся.
14. «Скрывай свои грандиозные планы — быстрее достигнешь цели».
Вашими идеями по достижению целей могут воспользоваться, поэтому не болтайте лишнего.
15. «Демонстрируй готовность к жертвам во имя блага компании — верноподданные всегда в цене».
Если руководитель увидит, что ради процветания компании Вы готовы пойти на некоторые жертвы, это не останется незамеченным.
16. «Ищи подводные рифы — попадёшь в правильное русло».
На пути к цели далеко не всегда всё бывает так, как нам того хочется. Будьте готовы к трудностям, и тогда Вы многого добьётесь.
17. «Не пренебрегай сплетнями, но никогда не распространяй их».
Мотайте на ус всё, о чем узнаете. Не бывает дыма без огня. Но не участвуйте в создании и распространении слухов и сплетен, если дорожите своей репутацией в коллективе.
18. «Сдерживай свои эмоции — порадуешься в своё время».
Фундаментальные решения следует принимать с холодной головой, руководствуясь разумом. Избавляйтесь от расшатывающих Вас эмоций.
19. «Рационально организовывай свою работу — бери пример с Цезаря, делавшего одновременно несколько дел».
Эффективно используйте своё время на работе. Сведите к минимуму отвлечения на посторонние вещи.
20. «Овладевай новыми знаниями и навыками».
Расширить кругозор, открыть новые, ещё непокорённые вершины, помогут только новые знания.
21. «Никогда не показывай, что ты умнее шефа, — прослывёшь мудрецом».
Не хотите обрести в лице начальника врага? Вот и не умничайте у него в кабинете! Ум хорош дозированно, причём, строго в нужное время и в нужном месте.
22. «Следи за своим имиджем».
Ваш имидж наглядно демонстрирует Вашу заинтересованность в работе в данной компании.
23. «Будь доброжелательным ко всем».
Всем понравиться невозможно, но соблюдать правила приличия и быть доброжелательным вполне. Идти по головам — не самый лучший метод.
24. «Не лезь в чужой монастырь со своим уставом».
Уважайте то, что устоялось в компании до того, как в ней появились Вы. Относитесь к этому философски и с принятием.
25. «Мимикрируй — станешь “своим” для начальства».
Ничто не вечно под Луной. Времена меняются. Учитесь приспосабливаться к переменам, пригодится.
26. «Будь готов к сверхурочной работе».
Нормированный график — это прекрасно. Однако если речь идёт о продвижении по службе, то придётся иногда им пренебречь.
27. «На пути к желаемому не забывай о радостях жизни».
Не забывайте об отдыхе. Организму жизненно необходимо расслабляться на пути к цели.
28. «Не останавливайся на достигнутом — потеряешь завоёванное».
Возьмите за правило ставить перед собой новую цель сразу после того, как текущая достигнута. Так Вы всегда будете в тонусе и непрерывном процессе развития и самосовершенствования.
Добиться успеха в карьере не так-то просто. В первую очередь, это кропотливая работа над собой, а уже затем выстраивание правильных отношений в коллективе с коллегами и начальником. Если относиться к этому не как к непосильной ноше и сизифову труду, а превратить все рекомендации в собственный стиль жизни, то жить станет проще и интереснее, а мир вокруг заиграет новым красками. Успехов в продвижении по службе!
Автор: Елена Гагарина
Копирование материалов без указания ссылки на источник запрещено!
Комментарии
Можно точно сказать – в средних и маленьких компаниях перспектива карьерного роста не велика, специалисты здесь вырастают намного быстрее, чем появляются вакантные должности. А вот у крупных компаний есть существенное преимущество – сотруднику, думающему над тем как сделать карьеру и нацеленному на продвижение по службе всегда готовы что-то предложить.
Можно точно сказать – в средних и маленьких компаниях перспектива карьерного роста не велика, специалисты здесь вырастают намного быстрее, чем появляются вакантные должности. А вот у крупных компаний есть существенное преимущество – сотруднику, думающему над тем как сделать карьеру и нацеленному на продвижение по службе всегда готовы что-то предложить.