С 1 сентября 2022 г. вступают в силу новые рекламные правила. Теперь рекламу в интернете нельзя размещать без идентификатора — уникального набора цифр («токен»), который позволит Роскомнадзору прослеживать и учитывать ее.
Теперь в рекламе обязательно надо указывать данные рекламодателя или ссылку на сайт с информацией о нем. Каждое рекламное объявление должно маркироваться пометкой «реклама».
Все игроки рынка должны отправлять данные о рекламе, каждый отвечает только за свою отчетность.
Основные игроки рекламного рынка
Рекламодатель — изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламораспространитель — помощники в распространении рекламы: агентства, маркетинговые компании.
Оператор рекламной системы — владелец системы размещения рекламы.
Площадка — сайты и приложения, на которых показывается реклама (+ сайты-партнеры).
Операторы рекламных данных — собирают и передают данные в единый реестр интернет-рекламы. С большой вероятностью их услуги будут платными. Точных цифр нет, но ориентировочно оплата составит от 0,5 до 1% от бюджета.
Список ОРД будет отобран спецкомиссией Роскомнадзора и утверждён 1 ноября , а пока маркировки передаются кандидатам в ОРД. На статус ОРД претендуют: ОЗОН-ОРД, МедиаСкаут – МТС, Билайн – «Первый ОРД», VK, AmberData DMP – «ОРД-А», Яндекс, СБЕР – «ОРД-Лаборатория разработки».
Как происходит маркировка?
- Подается информация о конечном заказчике до размещения рекламы (самостоятельно через ЕСИА или через ОРД);
- Выдается токен агентству или компании;
- Добавляется пометка «Реклама» ко всем креативам;
- Подается остальная информация о рекламе и участниках цепочки: параметры аудитории, количество показов и суммы, данные о стоимости проводимой кампании, информация о рекламодателе и всех посредниках, которые участвовали в цепочке при размещении рекламы.
Глобально для пользователей изменения могут быть незаметны, так как в соц.сетях (например, ВК) реклама уже давно маркируется.
Какие данные нужно передавать в ОРД
Данные о рекламодателе:
фирменное наименование – полное и сокращенное либо ФИО для ИП и физлиц;
ИНН – для всех российских лиц;
ОГРН/ОГРНИП;
юридический адрес компании или адрес физлица;
ФИО лица, которое действует от имени компании;
информация о лице, которое заключило договор с рекламораспространителем;
сведения о площадке/информационной системе, через которую будет распространяться реклама;
номер электронного средства платежа для иностранного лица.
Данные о самой рекламе:- тип кампании;
описание рекламируемого объекта;
ID рекламных материалов;
средства, которые использовались для распространения рекламы;
объемы и распределение показов;
форма распространения;
срок размещения и дата начала;
параметры аудитории;
договор на размещение рекламы с ценой.
Какую рекламу надо маркировать
Любую интернет-рекламу в формате:
- текстовых объявлений;
- баннеров и графических объявлений;
- видео- и аудиоматериалов ( в том числе — стримов).
Ряд рекламораспространителей могут не предоставлять данные в Роскомнадзор. Это — владельцы соцсетей, мессенджеров, аудиовизуальных сервисов, агрегаторов новостей, а также операторы поисковиков и социальной рекламы.
Рекламировать рисковые игры и пари можно лишь в теле- и радиопрограммах в определенные часы (22:00 — 7:00 по местному времени). Установлено ограничение объемов трансляции рекламы: не более 20 % от общего времени трансляции рекламы во время спортивных соревнований.
Период с 1 сентября до 31 октября – переходный, так как пока не понятно кому и как передавать рекламные данные. Соответственно, до 1 ноября 2022 года штрафовать за нарушения не будут (но это не значит, что стоит пренебрегать новыми правилами!).
Исключения
Маркировка не требуется рекламе, которая не несёт компании выгоду:
- Социальная реклама;
- Радио- и телепередачи в интернете (прямые эфиры);
- Push-уведомления и рассылки по собственным клиентам.
Ответственность за неисполнение
Специальных мер ответственности не ввели. Как минимум, до марта 2023 года есть время адаптироваться к новым условиям. Однако меры ответственность всё же есть и они отражены в ст. 14.3 КоАП РФ, которая предполагает ответственность за любое нарушение Закона о рекламе:
- для физлиц – от 2 000 до 2 500 рублей;
- для должностных лиц – от 4 000 до 20 000 рублей;
- для юрлиц – от 100 000 до 500 000 рублей.
Основное внимание будет направлено на крупных игроков рынка. ФНС также предупреждает о том, что будет внимательно отслеживать информацию в ЕРИР, в частности говорит о возможности не признавать расходы на рекламу, не прошедшую регистрацию в ЕРИР.
Итоги
Изменения, по большей части, коснуться компании, которые сотрудничали с блогерами и фрилансерами. Теперь, помимо основных договоренностей, им нужно будет согласовывать каждый креатив. Документация станет заметной частью рутины.
Если же вы работали с РСЯ или Директом, то вопрос решается перезаключением договоров. Всю работу за вас сделает ОРД.
Комментарии